Перспективные ниши в Telegram на ноябрь 2017

Перспективные ниши в Telegram на ноябрь 2017

Anton Protsenko

В конце августа мы вместе с TgStat.ru подготовили исследование русскоязычных Telegram-каналов. Сервис «Telegram Analytics» был тогда еще не столь известен, его база каналов не превышала 10 тысяч ресурсов. Прошло два с половиной месяца, сервис стал стандартным инструментов для каждого хоть немного «прошаренного» администратора. База каналов выросла до 20 тысяч источников. Как мы и обещали в той статье, сейчас мы с удовольствием представляем повторное исследование — с существенной более репрезентативной (и актуальной) базой.

Итак, давайте же посмотрим, на какую тему каналов в Telegram больше всего.

Ранее на первом месте были блоги, но сейчас я с сожалением отмечаю, что количество развлекательных каналов в Telegram все же превысило количество авторских ресурсов. Там есть и сильно накрученные каналы, но активная аудитория «МДК» и «Двача» не даст соврать — юмор в Telegram очень популярен. Блоги спустились на второе место, а третье заняла тематика «Образование». Действительно, число образовательных каналов растет, лидером категории является известный ресурс «Naked Science».
«Бизнес и стартапы» держатся на четвертом месте, доля же новостных каналов упала. Это не значит, что они умирают — просто число каналов других тематик быстро увеличивается, и в процентном соотношении СМИ уже не в лидерах.
В то же время доля каналов о музыке выросла, что можно объяснить недавним обновлением Telegram, добавившим в приложение музыкальный плеер. В музыкальных каналах (все еще) мало качественных авторских блогов, но много каналов с треками — и размытой по географии аудитории.

Средняя аудитория в тематике слишком сильно подвержена влиянию выбросов — один накрученный канал (или несколько каналов с большими бюджетами на рекламу) может легко исказить общую картину. Поэтому удобнее смотреть на распределение каналов по количеству участников, когда оно представлено в долях.

Читать график очень просто: около каждой тематики расположена длинная разноцветная полоска. Полоска — 100% от всех каналов. Каждая ее часть показывает, какую долю занимает определенная категория среди общего числа каналов. Проще говоря, немного выходящая за отметку в 30% зеленая полоска тематики «Другое» говорит нам о том, что «зеленых» каналов (тех, в которых меньше 100 человек) в тематике 31%. По графику таким образом легко определить, какие по количеству подписчиков каналы доминируют в тематике.

Так больше всего каналов с аудиторией выше чем 10 тысяч подписчиков — у экономистов и политиков. На втором месте лингвистика (там действительно очень много популярных каналов с большой аудиторией), затем медицина (там каналов 10+ всего 8, но и всего каналов гораздо меньше) и, ожидаемо, юмор и развлечения.
Больше всего начинающих авторов, которые еще не успели выйти за 100 подписчиков, в тематиках «Рукоделие», «Блоги» и «Мода и красота». Рукоделие, очевидно, малочисленная категория, а в моде и авторских блогах (что не так легко отличить друг от друга) большая конкуренция, и новичкам остается только пожелать удачи.

Однако чтобы понять, какие категории каналов как многочисленны, так и популярны (то есть в каких категориях много каналов и подписчиков, а в каких — каналов много, а подписчиков мало, и т.д.) мы сделали следующий красочный график. Обратите внимание, что оба изображения демонстрируют один и тот же график.

Начало.
Продолжение.

Итак, по оси Y (той, что слева) — доля каждой тематики от всех каналов Telegram. То есть то, что было на самом первом графике — чем выше тематика на графике, тем больше каналов этой тематики в Telegram.
По оси X (той, что снизу) — суммарный охват аудитории. Да, с точки зрения статистики строить график по двум связанным переменным так себе идея, зато мы немного сглаживаем отклонения и тем не менее получаем репрезентативную картинку.

Например: в красивом голубом кластере собраны темы, которые все еще являются «аутсайдерами» Telegram. «Рукоделие», «Авто», «Карьера» — тут очень мало каналов и мало подписчиков. Карьера, как показывает предыдущий график, подает надежды (больше чем у 37% каналов тематики больше тысячи подписчиков — а так как там в целом очень мало каналов, это хороший показатель), однако и конкуренция там очень низкая.
Дальше большой зеленый эллипс с развивающимися тематиками. Чем ближе тематика к началу графика, тем меньше в ней каналы и охваты. Чем выше канал над линией тренда, тем больше в ней каналов. Чем тематика дальше от начала графика, тем она более развита (популярна) — каналов в ней много, охваты соответствующие.
«Лингвистика» — каналов не так много, и в среднем они большие. Удовлетворяют ли они весь спрос, достаточно ли они качественные — другой вопрос.
«Криптовалюты» — медленно растут, но в тематике «Экономика и политика» охваты, конечно же, больше, при примерно равном количестве каналов в базе.
И в топе как по количеству каналов, так и по охвату — «Юмор и развлечения».
График нужен не столько для определения позиции каждой тематики, сколько для сравнения их между собой: вот, например «Блоги», с большим количеством каналов, проигрывают по аудитории тематике как «Новостям и СМИ», так и «Образованию». Вот «Музыка», при опять же большем количестве каналов, существенно отстает по охватам от «Технологий». И так далее :)

Краткие выводы, тезисно:

  1. Юмор и развлечения теперь лидер, самая массовая и популярная сфера в Telegram — тут море каналов и море подписчиков. Паблики ВК (и речь далеко не только про Подслушано и МДК) заметили Telegram и массово льют аудиторию.
    К слову, это в целом обесценивает рынок рекламы в них, но стоимость одного поста в канале из 50 тысяч человек все еще кратно выше поста в группе с миллионом из ВК — так что делайте выводы и лейте трафик.
    К слову, это приносит довольно неплохой прирост аудитории мессенджеру в целом. То, какого она качества, другой вопрос, и как бы мне не хотелось говорить, что Telegram для элиты, это уже не так — но бизнес все равно сможет находить аудиторию, которая интересна конкретно ему — пересечения подписчиков канала «Паша и его прокрастинация» и «МДК» будут близки к нулю.
  2. Блоги все еще в топе (хотя юмора очень много), растут тематики «Образование», «Путешествия», «Криптовалюты».
  3. Бум новостных каналов закончился, все, кто хотел, уже завели себе Telegram-каналы и перелили с сайта некий объем трафика. Russia Today, например, сейчас льет уже не на Telegram, а на ТамТам, где у них уже больше 4.5 тысяч подписчиков.
  4. Экономические и политические каналы наиболее часто набирают больше 10 тысяч подписчиков. На втором месте по количеству 10к+ каналов —лингвистика (там действительно очень много популярных каналов с большой аудиторией), затем медицина (там каналов 10+ всего 8, но и всего каналов гораздо меньше) и, ожидаемо, юмор и развлечения.
  5. 18+ каналы процветают, а с введением поиска по названиям это будет еще более заметно. Breaking news.

За предоставленные данные канал @aboutSMM благодарит сервис TgStat.ru.

Дальше - только интереснее :)


P.S. Преданные читатели канала наверняка заметили, что в последнее время в @aboutSMM практически нет рекламы!
Хм, если вы хотите, чтобы эта злая шутка стала реальностью — все в ваших руках. Да, речь идет про донаты, которые позволяют мне забивать на рекламодателей и выпускать на канале только исследования. Классные. За последние полгода донатов было ровно на 0 рублей, и именно в ваших силах это исправить.

«...если каждый подписчик канала отправит 100 рублей, я заработаю больше миллиона и не буду больше утомлять вас ни этой концовкой, ни рекламой, blah-blah-blah»

Так вот:
Переводы с карты: rocketbank.ru/antony (а если хотите без затрат подарить мне 500 рублей, то можете просто заказать бесплатную карту Рокета по этой ссылке, не пожалеете);
ЯД: 410012035850137;
Сбербанк: 5469550032642727.