«Амак»: Свободная пресса на службе Халифата

«Амак»: Свободная пресса на службе Халифата

@directorate4

Зачастую основным источником новостей об Исламском государстве становится агентство «Амак». Оно публикует новости с фронтов, заявляет о причастности исполнителей терактов за пределами Сирии и Ирака к ИГ, публикует подтверждения своих заявлений и многое другое. В связи с этим возникает вопрос о том насколько можно верить «Амаку» и что он из себя представляет?

Несмотря на то, что «Амак» появился лишь в 2014 году, разговор о нем стоит начать с более раннего периода и даже не с ИГ. В начале войны сирийская оппозиция создала в стране сеть коррпунктов. Самыми известными из них стали Raqqa Media Center и Aleppo Media Center. Располагались они, соответственно, в городах Ракка и Алеппо, которые на тот момент большей частью контролировались отрядами вооруженной оппозиции. Медиацентры выпускали видеоролики, освещающие ситуацию в этих городах и провинции.

21.07.2013 RMC распределение воды среди местных жителей в Ракке после ударов ВВС САР.

В 2013 году, когда Исламское государство Ирака решило, что пора расширяться в Сирию, боевики группировки заняли часть города Ракка. Изначально, будущее ИГ, относительно мирно сосуществовало с демократически настроенной оппозицией. Хотя ИГ и претендовало на всю власть в городе, ему все же не хватало для этого сил. Правда, к концу года задача захвата Ракки была решена. Что же стало с RMC? По мере усиления в Ракке, боевики оказывали все большее и большее давление на работающих в городе журналистов и пропагандистов. В конце осени 2013 года главред RMC в общении с BBC пожаловался, что пропагандисты ИГИШ принуждают его и других сотрудников освещать жизнь группировки и из-за этого команда RMC не может выполнять свои обязанности и закрывает проект.

В следующем году RMC, однако, появился вновь, но уже был полностью подконтролен ИГИШ и публиковал только те материалы, которые были ему выгодны. Группировка пыталась выйти на западную аудиторию. По замыслам пропагандистов, имидж оппозиционного СМИ должен был убедить иностранных журналистов в том, что RMC не находится в зависимости от ИГ и предоставляет объективную информацию. В июле 2014 года RMC даже отправляли фотографии бильд-редакции ближневосточного бюро Франс Пресс. Тогда же съемочная группа Vice news посетила ИГ и выпустила документально-публицистический фильм. Но к тому времени образ RMC как независимого медиацентра на территории Исламского государства уже был сильно подпорчен.

Появилась необходимость в новом проекте, который бы не имел багажа упреков в сотрудничестве с террористами и мог бы легче войти в западное медиаполе. Таким проектом стал «Амак». Одним из создателей новостного агентства считается Риян Машаль. До конца 2013 года Машаль работал журналистом в Алеппо и симпатизировал оппозиции. Однако позже присоединился к ИГИШ и, когда ИГИШ было выбито из города, отправился в Ракку. По слухам, перед тем как создать «Амак», Машаль встретился с Абу Бакром аль-Багдади и получил от него разрешение. Сколько правды в этих слухах судить сложно. Отметим лишь, что руководство ИГ действительно близко с пропагандистским отделом. Более того, многие главари группировки изначально были именно пропагандистами. Это связано с тем, что исламская пропаганда является больше религиозной, чем политической. - в ней требуется глубокое знание религии. А специалист в области ислама в группировке под названием Исламское государство несомненно является большим человеком. Забегая вперед, скажем, что в конце мая 2017 года дом Машаля в Маядине был разбомблен коалицией. Вместе с ним были ранены его жена и ребенок. Спустя несколько дней после бомбардировки Машаль скончался.

Так или иначе, но «Амак» начал работу осенью 2014 года. Первыми сюжетами агентства стали репортажи из Кобани (Айн-эль-Араба), который тогда штурмовали боевики ИГ. Позднее темы расширились и он стал сообщать о новостях на территории всего ИГ. Главным образом, освещаются военные события, но бывают репортажи и о работе других органов ИГ.

В своих сообщениях «Амак» тщательно избегает всего, что могло бы привести к обвинениям в сотрудничестве с террористами. В видео и на фотографиях агентства могут показываться трупы убитых и взятые в плен, но ни в коем случае не показываются казни пленных. Могут публиковаться ролики с запечатленными в них боях между ИГ и его врагами, но нет кадров, где бы оператор держал в руках оружие или сам участвовал в перестрелках. Съемки от первого лица, где боевик ведет огонь по противнику, появляются в официальных фотоотчетах группировки и его видеофильмах, но не в «Амаке». Даже в текстовых сообщениях агентства заметна разница между «Амаком» и официальными сводками группировки. Например, там, где официальные пропагандисты используют слово «халифат» (خلافة), «Амак» пишет словосочетание «Исламское государство» (الدّولة الإسلاميّة); где ИГ называет своих противников вероотступниками, например «египетская вероотступническая армия« (جيش الردة المصري), «Амак» пишет просто «египетская армия» (للجيش المصري); также вы не найдете в сообщениях агентства таких слов как «хвала Аллаху», «пусть Аллах примет его» и иных упоминаний Аллаха, которые приняты у ИГ.

Отличия в подаче информации от "Амака" (внизу) и от медиацентра вилаята.

Агентство пытается создать видимость того, что оно не является частью ИГ. Так ли это? Де-юре — да. Официально Исламское государство не признает «Амак» своим. В фильме «Структура Халифата», рассказывающем об органах ИГ, упоминания агентства нет, хотя в нем говорится о других пропагандистских организациях группировки. Иногда удается найти использование видеороликов «Амак» в официальных фильмах ИГ. Из этого некоторые делают поспешный вывод и говорят как о доказательстве того, что фильмы ИГ и ролики «Амака» снимают одни и те же люди. Формально это опровергается положением о журналистах в ИГ, опубликованном еще в 2014 году. В нем Исламское государство, помимо прочего, ясно указывает на то, что все материалы независимых журналистов должны проходить проверку в цензурном комитете. Значит, ИГ имеет доступ к любым видеозаписям, фотографиям и текстам, т.к. они все отправляются в медиауправление группировки. ИГ использует материалы «Амак», но не наоборот. В конце концов, пропагандисты группировки используют и записи иностранных СМИ — не означает же это, что они являются частью ИГ.

Фрагмент из репортажа Амак, где показан случайный огонь кавказского русскоязычного батальона Исламского государства по своим и обстрел курдских боевиков в районе города Кобани, март 2015 года.

Лишь в двух известных документах ИГ упомянуты название «Амак» и имя Машаля. Оба они связаны с деятельностью медиацентра в Ракке. Весной 2017 года руководство ИГ оказалось недовольно работой некоего Абу Хассана аль-Ираки. Будучи главой раккского пропагандистского отдела он затормозил работу по выпуску новой продукции и не осветил ряд важных, по мнению ИГ, событий. Более того, трое его сотрудников были пойманы во время съемок фортификаций и расположения боевиков ИГ в городе Ракка. Ракка тогда готовилась к обороне и съемки военных объектов были строжайше запрещены. Один из пойманных оказался бывшим сотрудником «Амака», который ушел от Машаля из-за «идеологических разногласий». Разбираясь с Абу Хассаном аль-Ираки, глава вилаята (провинции) Ракка написал Машалю письмо с просьбой разъяснить что произошло между «Амаком» и пропагандистами и как Абу Хассан стал начальником медиацентра в Ракке. Мы видим, что официальные лица ИГ даже во внутренней переписке относятся к Машалю как к стороннему журналисту, который так или иначе имеет представление о медиакухне в Ракке.

Обвинения «Амака» в том, что оно является пропагандистским органом ИГ все еще требуют доказательств. Хотя, де-факто, скорее всего, «Амак» действительно не является независимым журналистским проектом, как его пытаются представить.

Другим важным вопросом является достоверность сообщений «Амака». Если агентство действительно занимает пропагандой, то можно ли ему верить? В целом, да. Но, тут есть свои особенности. Все новости «Амака», которые происходят на территории Сирии или Ирака, можно считать достоверными. Конечно, тут были ошибки, но их можно пересчитать по пальцам одной руки. Как правило, через некоторое время, к таким новостям выпускаются видеоподтверждения. К тому же, сводки о деятельности боевиков используются в т.ч. руководство группировки для учета и оценки эффективности подразделений.

Атаковавшие пост ДПС в Балашихе.

Что касается новостей из-за рубежа, то тут все не так однозначно. К примеру, сообщая о причастности ИГ к авиакатастрофе над Синаем, «Амак» в качестве видеоподтверждения выложил ролик из компьютерной игры.

Видеоролик Амака, опубликованный в качестве доказательства уничтожения самолёта A321 с российскими туристами над Синаем.

Это, кстати, роднит «Амак» и министерство обороны РФ. Сомнительные заявления о том, что стрельбу по сотрудникам ФСБ в Хабаровске, стрельбу в Лас-Вегасе и, наконец, взрыв в магазине Санкт-Петербурга, устроили сторонники группировки не позволяют говорить о такой уж проверенности этой информации. Но, тут стоит отметить, что сообщения о терактах в других странах даются агентством со ссылкой на источники. «Амак» намекает, что данная информация получена от сотрудников тех или иных ведомств ИГ. Есть просто «источники», «военные источники», есть, как в случае с терактами, «специальные источники». Ложные сообщения «специальных источников» остаются на совести зарубежных сторонников ИГ, которые, отчитываясь перед кураторами в Сирии и Ираке, не прочь приврать, зная, что кураторы никак не смогут их проверить.

Кстати, говоря об источниках, не стоит думать, что у агентства реально есть какие-то неформальные источники в ИГ. Всю информацию они получают от официальных лиц, но называть их по именам и указывать должности по понятным причинам нельзя. За попытку подкупить чиновника или иным образом заиметь инсайдера можно поплатиться головой. В прямом смысле.

Мы уже писали, что главной задачей «Амака» был выход на иностранные СМИ и представление в них новостей из ИГ. Можно сказать, что ему это удалось. Ссылки на агентство регулярно появляются на страницах таких авторитетных изданий как Reuters, CNN, The Washington Post и других. Те, кто не ссылается на «Амак» напрямую, сообщает о терактах ИГ без указания источника, либо ссылаясь на другие СМИ — тем самым все равно информируя население о действиях ИГ.

Скорость и качество материалов «Амак» позволили ему пробиться на Запад. Но опосредованно, через СМИ. Он так и не стал прямым источником «нейтральных» новостей из ИГ, который мог бы охватить немусульман и довести до них информацию о группировке и ее позицию. Тем не менее, он продолжает выполнять важные функции как для ИГ, так и для иностранных СМИ.


https://t.me/directorate4