Берлинале-2017
лёша филипповкраткий отчёт о сорока просмотренных фильмах Берлинского кинофестиваля. по ссылкам отчеты, которые вы уже могли видеть, еще про некоторые вещи захотелось написать отдельно; звездочками помечены картины, о просмотре которых не приходится жалеть (хотя и среди остальных есть нестыдные, разумеется).
Конкурс (17):
*The other side of Hope Аки Каурисмяки
*The Party Салли Поттер
*T2 Trainspotting (вне конкурса)
*Mr. Long САБУ
*Have a nice day Лю Цзянь - хулиганский китайский мультфильм в технике почти фотореализма (есть ощущение, что все раскрашено поверх снятого на камеру), в котором многие видят чуть ли не Тарантино, хотя это чистые Коэны: мелкий преступник добывает сумку денег с миллионом юаней ("Фарго"), которую ему предстоит защитить от местного философствующего авторитета и других странных людей (тут можно высмотреть "Большого Лебовски", "После прочтения сжечь" и даже "Старикам здесь не место", правда, больше на уровне ассоциаций).
*The bar Алекса де ла Иглесиа (вне конкурса)
*On the Beach at Night Alone Хон Сан Су
A Fantastic Woman Себастьяна Лелио
Beuys (doc)
*Logan Джеймса Мэнгольда (вне конкурса)
Return to Montauk Фолькера Шлёндорфа
Spoor/Pokot Агнешки Холланд
Ana, mon amour
Viceroy’s House
The Midwife (вне конкурса)
The Dinner
Гала-премьеры:
*The Lost city of Z Джеймса Грэя
Форум (11):
*My happy family реж. Nana & Simon (Нана Эквтимишвили и Саймон Гросс). внезапно грузинская почти "Сьераневада", в которой 52-летняя Манана (прекрасная Ия Шуглиашвили) уходит из семьи - от пожилых родителей, седеющего мужа (Мераб Нинидзе), взрослых или почти взрослых детей. снятая почти под док история человека, отдавшего все "долги" обществу и задумавшегося о том, что же значит жизнь за их пределами, вне ролей "дочь/мать/жена/одноклассница/учительница". главный аттракцион, конечно, лица: например, есть впечатляющая сцена, когда героиня Шуглиашвили в затрапезной беседе во время встречи одноклассников узнает, что у мужа есть внебрачный ребенок. то, с какой деликатностью и честностью снята эта сцена, просто завораживает.
*Golden exits Алекса Росса Перри
*Strange Birds Элис Жерар
*somniloquies (doc) - фильм от создателей "Левиафана" (мощного дока про рыбную ловлю, снятую как бы глазами самих морских обитателей). фильм состоит из аудио-записей музыканта Диона МакГрегора, который разговаривает во сне: в 60-е его сосед многое записал, там куча увлекательных вещей - то прорывается бессознательное, то просто какие-то смешные истории звучат, например, про кинотеатры для карликов. в кадре в это время в расфокусе показывают дюжину спящих людей - причем первое время вообще непонятно, что это, какой-то Солярис пульсирует на экране. такой вот док мог бы Линч, наверное, снять.
Werewolf
*Animals - ловкий триллер поляка Грега Зглински про разваливающийся брак писательницы (Биргит Минихмайр из "Милого Ханса" Миндадзе) и коллекционера различных рецептов (Филипп Хохмайр). она его ревнует ко всем и не может написать новую книгу, он крутит роман на стороне и хочет с любовницей расстаться, тем более есть хороший повод - они едут с женой в Швейцарию на полгода. по пути машина врезается в овцу, жена получает сотрясение, муж - готовую к разделке тушу животного. сотрясение, по идее, должно объяснить, почему вся история рассказывается какими-то урывками, которые противоречат друг другу (кто-то выпрыгивает из окна, героиня разговаривает с кошкой, а еще нельзя открывать какую-то потайную дверь). на самом деле в фильме собраны все приемы из арсенала "а на самом деле" - и проблемы с психикой, и литературный вымысел, и чего только не, лучше не раскрывать карты. сделан он под очевидным влиянием Хичкока и Полански (там есть цитаты из "Птиц" и "Жильца").
House in the fields (doc)
The Tokyo Night Sky Is Always the Densest Shade of Blue. слегка безумный японский фильм про грустный город Токио, где встречаются девушка, презирающая любовь, и паренек-строитель, который видит только одним глазом. все вокруг мрут, как мухи, при первом проявлении чувств - это такая очень эмоциональная картина с привкусом Каракса (собственно, "Дурной крови" - великой картины про любовь), снятая Юя Исии так, будто он впервые делает кино (а это его десятый фильм к 33 годам). кино от этого по-хорошему наглое и странное, хотя там есть и много жуткой любительщины (человек, как Ким Ки Дук, открыл для себя, что если потянуть за рычажок, можно взять план крупнее, и злоупотребляет этим).
*The Last Witness (1980). "Последний свидетель" Ли Ду-ёна вышел в 1980 году. Ну как вышел - фильм наснимали на 157 минут, цензура сократила его до часа, а самого Ду-ёна посадили в тюрьму. Двадцать лет спустя фильм нашли в архиве и восстановили режиссёрскую версию, показали в Сеуле, вот привезли в Берлин.
Ирония судьбы в том, что это эксцентричный детектив с элементами нуара про следователя, который возвращается к делу, уходящему корнями на двадцать лет (!) в историю Южной Кореи (там всплывают коммунисты, фейковая смерть, изнасилование во время войны и чего только не).
Местами это ещё и смешно - и по диалогам, и по игре, и по монтажу (действие разворачивается стремительно, следак буквально телепортируется на место, про которое только что узнал), хотя понятно, что сейчас из этого выдавили бы такой триллер, что "Воспоминанию об убийстве" и не снилось. В какой-то момент почти начинаются "Москва - Петушки", но долго тут ничего не длится, кроме нарастающего ужаса, который открывается главному герою в ворохе покореженных судеб.
Берлинале классикс:
Terminator 2 (1991)
Панорама (8):
Close-Knit - японский фильм Наоко Огигами про 11-летнюю девочку Томо, которая периодически живет с дядей, потому что мама имеет привычку в любой стрессовой ситуации уезжать надолго с новым возлюбленным. у дяди обнаруживается пассия - милая трансгендерная женщина Ринко, на которую девочка сначала косо смотрит. вообще удивительно доброе кино, почти сказка, состоящая из трех детских историй: Томо пересматривает своё отношение к гендерным ролям, её приятель, осознавший гомосексуальность, глотает таблетки, потому что мама может наругать, а во флэшбеках Ринко вспоминает, как в момент Х мама ей спокойно сказала "ты - женщина" и связала подушечки в форме груди с сосками. нет никакого надрыва, свойственного "жанру", все очень спокойно - такое кино про то, что чем меньше стесняешься, тем лучше спишь и живешь.
Inflame
Discreet
Заложники - режиссер Резо Гигинеишвили после череды сомнительных картин, начиная с х/ф ЖАРА, взялся за реальную историю попытки угона самолета грузинскими студентами из художественного вуза в 1983 году (они хотели сбежать из Тбилиси в Турцию). фильм принято ругать за сценарий, мол, про героев ничего неизвестно и непонятно, а Мераб Нинидзе, в частности, появляется в двух с половиной сценах. это всё правда, но "Заложники" в большей степени попытка описать спертый воздух в стране, заложниками которой оказываются вот такие вот свободные духом люди. то есть мог бы получиться фильм Миндадзе, но получилось, естественно, хуже, и все равно любопытно: видно, что всё воспроизводится максимально точно, каждый стул где-то нашли и поставили на нужное место, актеров тоже рассаживают очень строго - такой немного музей, с титрами в конце, что родителям угонщиков не сказали, где похоронены их дети, до сих пор никто не знает. еще там есть пронзительная сцена, снятая одним кадром, когда Ираклий Квирикадзе во время празднества собирается в аэропорт и стремительно прощается с домочадцами, понимая, что уже не вернется. если бы весь фильм придумали, как эту сцену, то получилось бы даже здорово.
The Misandrists - новый фильм провокационного, как говорят, канадца Ла Брюса, такой скучный радфем-анекдот в стилистике порно-фильма про закрытую школу мужененавистниц, где есть сцена отрезания полового члена; все очень кисло, режиссер валяет дурака, но боится при этом развернуться по-настоящему.
The Taste of Betel Nut
Панорама немецкого кино:
*Dark Blue Girl Маши Шилински
Панорама (док):
Ретроспектива:
The war of the worlds (1953)
канал "Тинтина вечно заносит в склепы" (кино, комиксы, театр и снова кино)